.

Доклад адаптация первоклассников школе



Материал (1 класс) по теме:
Адаптация первоклассников к школьному обучению

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Выступление на педагогическом совете Е.Н.Мачехиной

Первоначальный этап пребывания ребенка в школе есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям.

Социально-психологическая адаптация- это процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически, включающего и воздействие среды на человека и человека на среду. Для того, чтобы адаптироваться, необходимо проявить специальные усилия.

Адаптируется не только ребенок к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и педагог адаптируется к новым для него воспитанникам.

УРОВНИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.

( Исследования Г.М. Чуткиной).

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля, охотно и добросовестно; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ. Первоклассник положительно относится к школе ее посещение не вызывает у него отрицательных эмоций; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий и поручений взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; дружит со многими одноклассниками.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль со стороны взрослых; сохраняет работоспособность при длительных паузах для отдыха; требует значительной помощи со стороны учителя и родителей; близких друзей в классе не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МИКРОСРЕДЫ, ПОЗИТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

  1. Адекватная самооценка.(97,8%)
  2. Правильные методы воспитания в семье.(95,3%)
  3. Отсутствие конфликтных ситуаций в семье.(94,4%)
  4. Функциональная готовность к обучению в школе.(86%)

Далее: высокий уровень образования родителей, полная семья, удовлетворенность в общении со взрослыми. Положительный стиль отношения к детям воспитателя дошкольного учреждения.(62%) Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса.(59%)

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ НА АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ:

  • неправильные методы воспитания в семье;
  • функциональная неготовность ребенка к обучению в школе;
  • неудовлетворенность в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников;
  • конфликты в семье;
  • отрицательный стиль отношения к детям учителя первого класса воспитателя дошкольного учреждения;
  • неполная семья.

По данным психолога Г. Паниной, опубликованным в газете «Начальная школа», адаптация современного первоклассника к школе занимает до полугода, выражается в плохом сне, ухудшении аппетита, капризах. Дети худеют, может наблюдаться ночной энурез. Это - естественная реакция ребенка на резкое изменение привычного образа жизни.

Имеет место психологическая и физиологическая незрелость на момент поступления в первый класс, несоответствие биологического возраста возрасту «по паспорту». (Смена зубов филиппинский тест, свидетельствующий о росте скелета).

Результаты исследований показывают, что если педагогическая коррекция учащихся, испытывающих трудности в адаптации, проводится преимущественно в игровой форме, то ее развивающий эффект значительно больше, чем при проведении дополнительных занятий только по письму и математике.

Важную роль в адаптации ребенка к школе играет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателя дошкольного учреждения и педагога школы. Дело в том, что одна из частых причин трудностей адаптации ребенка к школе состоит в резкой смене стиля общения педагога с детьми. Даже при положительном отношении к детям учитель часто применяет более жесткие, авторитарные формы педагогического воздействия, чем те, к которым привыкли дети. Это часто воспринимается ребенком как выражение личной неприязни, что ведет к пассивности, подавляет самостоятельность ребенка.

для успешной организации периода адаптации первоклассников к школьному обучению:

- сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;

  • пересмотр учителем форм воздействия на ребенка, чтобы они не контрастировали со стилем общения ребенка со взрослыми до школы;
  • формировать способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
  • учет индивидуально-психологических особенностей, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.

«Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». В.А.Сухомлинский.

«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы выше на голову самого себя». Л.С.Выготский.

Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.

Адаптация первоклассников к школе

Подобные документы

Физиологические и психологические трудности адаптации первоклассников к школе, направления и особенности их преодоления. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению, а также ее формирование и оценка эффективности.

контрольная работа, добавлен 03.04

Рассмотрение важности первого года обучения в школе. Перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Роль родителей в успешной адаптации первоклассников.

доклад, добавлен 05.04

Факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию детей к школе. Педагогический лекторий о привыкании ребят к учебному заведению. Рекомендации родителям для создания условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школе.

методичка, добавлен 22.04

Анализ проблемы адаптации первоклассников: характеристика развития детей старшего дошкольного возраста, физиологическая и психологическая готовность детей к обучению в школе. Адаптация неготовых к школе детей и методика диагностирования проблемы.

дипломная работа, добавлен 12.02

Психологические трудности младшего школьного возраста, их основные особенности. Проблема адаптации первоклассников к школе, содержание работы психологов в данном направлении. Особенности педагогических условий успешного взаимодействия школы и родителей.

контрольная работа, добавлен 24.09

Ознакомление с системой приемов по применению вокалотерапии, как средства адаптации. Изучение педагогической и вокально-методической литературы по вопросу адаптации первоклассников. Анализ проблем адаптации учащихся в период начала школьного обучения.

курсовая работа, добавлен 16.10

Теоретические аспекты: понятие и направления организации социально–педагогической деятельности в школе. Содержание и модель социально–педагогической деятельности по адаптации ребенка. Педагогическая поддержка первоклассников в период первичной адаптации.

контрольная работа, добавлен 10.12

Выявление уровня адаптированности первоклассников к школьному обучению. Работа социального педагога с учащимися первых классов. Организация социально-педагогического сопровождения школьной адаптации первоклассников. Оценка результатов программы.

курсовая работа, добавлен 23.03

Понятие адаптации и ее основные виды. Характеристика основных способов и методов диагностики готовности детей к школе. Процесс определения факторов, влияющих на адаптацию школьников. Порядок выделения трех уровней адаптированности первоклассников.

курсовая работа, добавлен 15.12

Теоретические основы исследования в психолого-педагогической литературе. Развитие творческих способностей и адаптация первоклассников к школьному обучению. Рекомендации учителям начальных классов по развитию творческих способностей у младших школьников.

курсовая работа, добавлен 11.10

Определение психологической готовности детей к школьному обучению. Характеристика главных аспектов адаптации первоклассников. Рассмотрение особенностей проблемы обучения детей с 6 лет. Изучение показателей готовности к школе в современных условиях.

курсовая работа, добавлен 26.06

Критерии подготовленности ребенка к систематическому обучению в школе. Проблемы адаптации к трансформации учебных и социально-психологических условий. Изучение педагогических методов обеспечения эффективной подготовки ребенка к школьным нагрузкам.

курсовая работа, добавлен 03.02

Изучение методологических основ преемственности. Особенности адаптации первоклассников к школе. Сотрудничество детей на этапе перехода из дошкольного детства в начальную школу. Характеристика особенностей методики организации учебного сотрудничества.

учебное пособие, добавлен 28.12

Учение об адаптации ребенка к школе: понятие, теории, школы. Уровни адаптации и признаки дезадаптированности. Анализ социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление.

реферат, добавлен 21.02

Основные проблемы, характер и длительность периода адаптации и поведение младшего школьника в данный период. Необходимость учета в школьной программе наличия адаптационного периода. Рекомендации родителям по безболезненной адаптации детей к школе.

эссе, добавлен 23.09

Понятие социальной адаптации. Психологические трудности поступления ребенка в дошкольное учреждение и особенности приспособления детей к дошкольному учреждению. Факторы, от которых зависит тяжесть адаптации. Способы социальной адаптации ребенка к школе.

реферат, добавлен 11.12

Возрастные особенности первоклассников. Методика формирования навыка письма, принципы обучения каллиграфии. Характеристика современных шрифтов и Прописей . Приёмы и упражнения при обучении письму. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников.

дипломная работа, добавлен 26.04

Проблема психофизиологической адаптации в педагогических исследованиях. Начало обучения в школе как один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка. Три уровня адаптации детей. Наблюдение, анализ документов и опрос. Пиктографический тест Школа .

курсовая работа, добавлен 05.07

Разработка программы адаптации первоклассников к школьному обучению. Специфика использования игр и тестов в работе с учащимися младшего школьного возраста. Развитие познавательного отношения к действительности. Организация и принципы проведения занятий.

курсовая работа, добавлен 25.12

Адаптация и дезадаптация в школе. Уровни адаптации, связь с психофизическими особенностями детей в 7-8 лет. Методы диагностики и эмпирические показатели адаптации в школе. Система коррекционно-развивающих занятий, повышающих уровень адаптации ребенка.

дипломная работа, добавлен 30.10

Источники: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2011/10/10/adaptatsiya-pervoklassnikov-k-shkolnomu-obucheniyu, http://allbest.ru/o-3c0b65625a3ac68a5d43b88521316c26.html


Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Адаптация детей
  • Безопасность детей
  • Воспитание детей
  • Вязание для детей
  • Гимнастика для детей
  • День рождения ребенка
  • Дети в детском саду
  • Дети раннего возраста
  • Дети школьного возраста
  • Животные для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Личность ребенка
  • Обучение детей
  • Одаренные дети
  • Поведение ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Ребенок 1 год
  • Ребенок 10 лет
  • Ребенок 11 лет
  • Ребенок 12 лет
  • Ребенок 2 года
  • Ребенок 3 года
  • Ребенок 4 года
  • Ребенок 5 лет
  • Ребенок 6 лет
  • Ребенок 7 лет
  • Ребенок 8 лет
  • Ребенок 9 лет
  • Режим ребенка
  • Современные дети
  • Сценарии для детей
  • Формирование ребенка


  • Избранные статьи

    Психолого педагогическое сопровождение одаренных детей в школе

    Система психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в МОУ общеобразовательной далее...


    Школа танцев детей 12 лет

    Танцы для детей в Оренбурге (Оренбургской области) Здесь представлен далее...


    Интеллектуально творческое развитие детей

    Основные направления развития далее...


    Тенотен детский принимать ребенку 6 лет

    О препарате Тенотен детский – успокаивающий препарат, далее...


    Текст песен для детей 10 лет

    Песни для детей Как много значит для далее...


    Популярные статьи

    Интересно

    Интересные журналы для детей

    Внимание: интересные журналы! Яранская центральная детская библиотека выписывает для своих читателей не менее 30 наименований журналов. Периодические издания мы выбираем исходя из...


    Скутер для детей 8 лет

    Скутеры Показано с 1 по 9 из 9 (всего 1 страниц) Детские трехколесные скутеры на бензине и аккумуляторах Свои первые шаги к взрослой жизни ребёнок часто делает с...


    Вязание капюшона спицами для детей

    Как связать капюшон спицами: схемы, описания, фото и видео уроки В холодное время года так приятно надеть на себя одежду...