.

Воспитание звукопроизношения у детей



Предисловие

Повышение эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшение качества профессиональной подготовки педагогов, в том числе и воспитателей детских садов.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» четко определяет задачи развития речи детей для разных возрастных этапов и предусматривает предупреждение и исправление ее нарушений.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости!

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. В связи с этим в учебных планах педучилищ серьезное внимание уделяется совершенствованию речи самих учащихся. Вместе с тем большое место отводится изучению методики развития речи детей.

Данное пособие призвано помочь учащимся в овладении специальными знаниями, а также практическими навыками работы по предупреждению и устранению дефектов речи у детей. Оно подготовлено на основе программы курса «Практикум по логопедии» с учетом новых исследований в области логопедии, смежных наук и передового опыта работы дошкольных учреждений.

В пособии освещены следующие вопросы: нарушения звукопроизношения и их исправление, участие воспитателя в коррекции нарушений речи у детей, работа воспитателя по формированию у дошкольников правильного произношения, работа воспитателя с родителями, взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.

Воспитание у ребёнка навыков правильного звукопроизношения. Рекомендации для родителей

Елена Лобач
Воспитание у ребёнка навыков правильного звукопроизношения. Рекомендации для родителей

Воспитание у ребёнка навыков правильного звукопроизношения .

Рекомендации для родителей .

Выполнила. учитель – логопед

МКДОУ детский сад № 22,

Лобач Елена Витальевна

О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель.

Серьёзность такой задачи как воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста, должны осознавать и родители и педагоги. Важно, чтобы окружающая среда ребёнка была вполне полноценной, то есть и родители. и воспитатели говорили правильно. внятно.

Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в монологической так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей. вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка .

Для детей дошкольный возраст- это время энергичного развития речи, в частности овладение правильным звукопроизношением.

Как помочь родителям воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения уже начиная с младшего дошкольного возраста?

Вот некоторые рекомендации для родителей :

- речь ребёнка. в первую очередь, становится по подражанию. Не подстраивайтесь к языку малыша- лепетание, сюсюканье и другие искажения. Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением. но и надолго закрепляет его недостатки. Произносите всегда все слова чётко и правильно.

- большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения. развития слухового внимания и фонематического восприятия. Например, ознакомление со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с конкретным образом (с- песня водички, з- песенка комара, р- рычание собаки или тигра, ш- надуваем и сдуваем шарик, шипение сердитой кошки и т. п.). Также дети с интересом слушают и повторяют шуточные чистоговорки («са, са, са- вот летит оса» ; «ши, ши, ши – играют малыши» и т. п.). Полезны игры, основанные на звукоподражании (как звенит колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда- тд, тд; как кричит кукушка- ку-ку и т. п.).

- для развития диалогической и монологической речи хорошо использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения, указания, вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в развернутом виде, в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые игровыми действиями. Например, в играх «Больница». «Магазин». «Строители». Желательно, чтобы ребёнок не был предоставлен в играх самому себе. В сюжетные игры играйте вдвоём или всей семьёй.

- обогащая активный и пассивный словарный запас ребёнка. используйте словесные методы в сочетании с практическими наглядными. Основными словесными методами являются – беседа, рассказ, чтение. Всё это можно использовать с ребёнком в игре. в транспорте, на прогулках. Куда бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком. объясняйте, поясняйте, что вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность, мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с детства у него вызывать заинтересованность к окружающему миру через игру.

- используя пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений. Они увлекательны, доступны и интересны детям. Стихотворные тексты легко запоминаются.

В настоящее время существует множество печатных логопедических изданий и пособий, много информации в интернете. Придумывать разнообразные игры и упражнения для развития речи ребёнка можно самому. Запомните, Вы - главный, первый и самый близкий друг своему ребёнку. Начинайте заботиться о его речевом и общем развитии уже с рождения. Помочь сформировать речь на её начальных этапах становления вы сами в силе.

Но если после трёх лет ребёнок не говорит или имеет серьёзные речевые нарушения, не стоит надеяться, что всё со временем само пройдёт, необходимо обратиться за помощью к специалистам. И совместными усилиями вы сможете преодолевать недостатки речевого развития своего ребёнка .

Публикации по теме:

Занимаемся летом! Уважаемые родители!Результаты логопедических занятий с детьми в детском саду необходимо закреплять и тренировать дома. Только совместная.

Первой категории Рузавина Екатерина Сергеевна

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Основная цель логопедического воздействия при различных речевых нарушениях – это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Для этого ребёнка необходимо научить:

  • узнавать и различать между собой звуки речи (фонемы);
  • отличать правильное и дефектное произношение звука;
  • осуществлять слуховой и речедвигательный контроль за собственным произношением звуков;
  • принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков в речи;
  • безошибочно использовать поставленные звуки в самостоятельной связной речи.

Залогом успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: тесного эмоционального контакта между логопедом (воспитателем) и ребёнком, интересной формы организации занятий, разнообразного сочетания специальных приёмов работы, позволяющих избежать утомления и, конечно же, систематической и совместной работы логопеда, воспитателя и родителей!

Свистящие (с, сь, з, зь, ц)

Шипящие (ж, ш, ч, щ)

Сонорные (й, л, ль, рь, р)

Заднеязычные (к, кь, г, гь, х, хь)

  1. искажённое произношение звуков («Р» - «горловое»)
  2. отсутствие звука в речи ребёнка, неумение произносить его («коова»)
  3. замена одного звука на другие («колова»).

Причиной искажения произношения звуков обычно является:

  • недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики
  • при этом ребёнок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, поэтому звук искажается, но это не влияет на смысл слова, т.к. фонема не заменяется другой. Эти нарушения называются фонетическими.

Причина замены звуков обычно заключаются в несформированности фонематического слуха, отсюда дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (л/р). Эти нарушения называются фонематическими. Одна фонема заменяется другой и при этом нарушается смысл слова (лак/рак).

Бывает так, что фонема одной группы - заменяется, а другой – искажается (свистящие «С, З, Ц» – заменяются – «Т, Д» – зайка – «дайка», собака – «табака», а «Р» - искажается).

Эти нарушения называются фонетико-фонематическими.

Знание форм нарушений звуков помогает определить методику работы:

  • При ФОНЕТИЧЕСКОМ нарушении больше внимания уделяется развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторике.
  • При ФОНЕМАТИЧЕСКИХ нарушениях основной акцент делается на развитие речевого слуха.

ВИДЫ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОВ:

  • СВИСТЯЩИХ, ШИПЯЩИХ – СИГМАТИЗМЫ.
    ЗАМЕНЫ – ПАРАСИГМАТИЗМЫ.
  • Л-Ль - ЛАМБДАЦИЗМЫ.
    ЗАМЕНЫ – ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ.
  • Р-Рь – РОТОЦИЗМЫ.
    Замены – ПАРАРОТОЦИЗМЫ и другие, в том числе – дефекты ОЗВОНЧЕНИЯ и СМЯГЧЕНИЯ.

Таким образом, в русском языке 7 видов неправильно произносимых согласных звуков.

Все разновидности нарушений имеют свои особенности исправления.

Кроме форм и видов нарушения звуков, выделяют ещё и УРОВНИ НАРУШЕНИЙ – 3 уровня произношения звуков.

I уровень – полное неумение произнести звук (ни во фразах, ни в отдельных словах, ни изолированно, ни повторить по образцу («порычи, как тигр», воздух из насоса выходит: «с – с – с»)

II уровень – ребёнок правильно произносит звук изолированно, но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, то есть правильный звук есть, но он не АВТОМАТИЗИРОВАН.

III уровень – ребёнок может правильно произнести звук изолированно, в словах, при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию. Наиболее часто дети смешивают звуки: С/Ш, З/Ж, СЬ/Щ, Ц/Ч, Б/П, Л/В, Л/Р, Д/Т, Г/К, Ль/Й, Ы/И, Т/К, Г/Д.

Необходимо точно знать уровень исправления произношения звука, так как от этого зависит характер коррекционной работы:

  • ставить звук ( I уровень)
  • автоматизировать – постепенно вводить в речь (II уровень)
  • проводить дифференциацию с другими звуками (III уровень)

Необходимо учитывать ещё и то, что нарушение произношения могут являться и самостоятельными дефектами речи, и частью других, более сложных речевых нарушений (дизартрии, алалии).

В первом случаи ( при дизартрии) надо работать только над исправлением звуков.

Во втором – (алалия) – главной будет работа над исправлением основного дефекта, а после – коррекция звуков со своими особенностями.

Вообще, с неправильным произношения звуков у детей мы встречаемся очень рано – уже в младшей группе детского сада. Но там чаще наблюдаются ВРЕМЕННЫЕ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ) НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, обусловленные недостаточной сформированности речевого слуха или артикуляционного аппарата.

При нормальных условиях: и в детском саду и дома, когда взрослые правильно разговаривают с малышом, когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, которое способствует усвоению фонематической системы языка и развитию речедвигательных и речеслуховых анализаторов, эти нарушения постепенно исчезают.

Но уже и в этом возрасте имеются случаи ПАТОЛОГИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, которые характеризуются стойкостью неправильного употребления звуков.

Они могут быть обусловлены как нарушением речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (неуравновешенность процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

Родителям важно знать, что эти патологические нарушения требуют оказания ребёнку специальной помощи (психоневролога, невропатолога, дефектолога, нейропсихолога) и от её своевременности зависит многое.

Источники: http://pedlib.ru/Books/1/0460/1_0460-1.shtml, http://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-u-reb-nka-navykov-pravilnogo-zvukoproiznoshenija-rekomendaci-dlja-roditelei.html, http://ryabinka5.ru/index.php/stranichka-logopeda/160-vospitanie-u-detej-pravilnogo-zvukoproiznosheniya


Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Адаптация детей
  • Безопасность детей
  • Воспитание детей
  • Вязание для детей
  • Гимнастика для детей
  • День рождения ребенка
  • Дети в детском саду
  • Дети раннего возраста
  • Дети школьного возраста
  • Животные для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Личность ребенка
  • Обучение детей
  • Одаренные дети
  • Поведение ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Ребенок 1 год
  • Ребенок 10 лет
  • Ребенок 11 лет
  • Ребенок 12 лет
  • Ребенок 2 года
  • Ребенок 3 года
  • Ребенок 4 года
  • Ребенок 5 лет
  • Ребенок 6 лет
  • Ребенок 7 лет
  • Ребенок 8 лет
  • Ребенок 9 лет
  • Режим ребенка
  • Современные дети
  • Сценарии для детей
  • Формирование ребенка


  • Избранные статьи

    Режим дня ребенка 3 5 месяцев

    Режим дня ребенка в 5 месяцев Ваш далее...


    Устроить праздник ребенку 10 лет

    День рождения – далее...


    Прически для детей 6 лет

    Косы вокруг головы -прекрасная школьная прическа для девочки. далее...


    Какой велосипед для ребенка 6 лет

    Как правильно выбрать велосипед для себя далее...


    Интересное детей 2 класса

    Интересные эстафеты во 2 далее...


    Популярные статьи

    Интересно

    Сценарий выпускного детском саду ведущие дети

    Сценарии выпускного в детском саду Выпускной в детском саду - очень волнительное событие, как для ребенка, так и далее...


    Компьютерные дидактические игры детей

    Консультация по логопедии на тему: Компьютерные дидактические игры Предварительный просмотр: Компьютерная дидактическая игра — КДИ. КДИ – это вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и далее...


    Помощь ребенка 3 лет

    Психологическая помощь ребенку Почему психологическая помощь малышу, особенно раннего возраста (от 1 года до 3 лет), чаще всего сводится к психологической работе с его далее...