.

Подвижные игры слепых детей



Подвижные игры для детей с патологией зрения являются очень важным средством физического воспитания. Слабовидящие и незрячие дети, так же как и зрячие, очень любят играть в любые игры. Ребенка с нарушенным зрением крайне важно изначально научить играть, помочь ему овладеть игровыми двигательными деи̌ствиями.

Игры должны соответствовать физическому развитию и физической подготовленности детей, а также следует учитывать особенности зрительных нарушений. Также подбираемые игры должны оказывать педагогическое и коррекционное воздеи̌ствие на детей. Инвентарь для подвижных игр должен быть ярким, красочным, контрастным и безопасным; используются предметы красного, желтого, оранжевого и зелœеного цветов. Хорошо помогают в игре озвученные предметы, и звуками ведущий подает условные сигналы для ориентации играющих в пространстве, начала и окончания игровых деи̌ствий, предупреждает об опасности. При этом следует помнить, что звуковой сигнал лучше всœего воспринимается ребенком, в случае если источник звука находится на уровне лица ребенка.

Для детей со зрительными нарушениями могут использоваться народные подвижные игры, раскрывающие традиции разных народов; игры, которые используются в физическом воспитании нормально видящих детей, только двигательные задания следует адаптировать с учетом видов нарушения зрения; могут также использоваться игры, подводящие к спортивным.

Подвижные игры для детей с нарушениями зрения

Цель˸ развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 5–20.

Содержание игры˸ Игра проводится в спортивном зале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая˸

Мы немножко порезвились,

По местам всœе разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами всœе останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет ᴇᴦο по имени измененным голосом, так. чтобы тот ᴇᴦο не узнал. В случае если водящий узнает игрока, они меняются ролями, в случае если же он ошибся, то продолжает водить.

Вариант˸ водящий должен узнать голос своей мамы.

Во время игры следует соблюдать полную тишину.

– Водящий с остатком зрения или нормально видящий должен закрыть глаза или надеть повязку.

Цель˸ развитие слуха, ловкости, быстроты реакции.

Количество игроков –5–20.

Инвентарь˸ веревка, на конце которой прикреплен мешочек с песком, металлическая цепочка (для озвучивания) или озвученный мяч среднего размера – ʼʼудочкаʼʼ.

Содержание игры˸ всœе играющие – ʼʼрыбыʼʼ – выстраиваются в круг, ведущий – ʼʼрыбакʼʼ – становится в центре круга с веревкой в руках. Он крутит веревку так, чтобы мешочек проходил под ногами стоящих в кругу; играющие, стараясь не задеть ʼʼудочкуʼʼ, подпрыгивают, когда она приближается к их ногам, ориентируясь на звук. Задевшие ʼʼудочкуʼʼ получают штрафное очко. выигрывают те игроки, которые не ʼʼпопадутся на удочкуʼʼ

Характеристика подвижных игр для слабовидящих и слепых детей - понятие и виды. Классификация и особенности категории Характеристика подвижных игр для слабовидящих и слепых детей 2014, 2015-2016.

Разновидности игр для слепых детей

    • Как занять, развеселить и развить ребенка, если у него проблемы со зрением?

      Подвижные игры для слепых детей являются сильнейшим средством их всестороннего развития и воспитания. Ребенок с нарушением зрения также, как и зрячий ребенок, может играть почти в любую игру, но его сначала нужно научить играть. В данном случае игра должна быть просто адаптирована к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Таким образом, важным условием в организации подобных игр является четкое взаимодействие между собой педагогов, воспитателей, врачей. Проводится специальная диагностика для слепого ребенка, в ходе которой выявляется в какие игры ему можно играть, а какие игры ему противопоказаны. Воспитателям следует знать содержание каждой конкретной игры, и как она влияет на функциональное состояние организма ребенка. Также здесь учитываются и специфические отклонения в физическом развитии у невидящего ребенка.

      К общим требованиям к организации игры можно отнести следующие требования:

      - игра должна соответствовать тем навыкам ребенка, которыми он владеет;

      - при выборе инвентаря должна использоваться озвученная атрибутика (колокольчик, погремушки, бубен, озвученный мяч, свисток и прочее);

      - для слабовидящих детей или с остаточным зрением следует подобрать яркий и красочный инвентарь, и при этом также учитывается контрастность предметов: используются оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета;

      - если в игре используется мяч, то он должен быть очень ровным и немного тяжелее волейбольного, потому что тяжелый мяч лучше ощущается слепыми детьми;

      - заранее необходимо определиться с границами и размерами игровой площадки, установить ограничительные ориентиры (линии из травяного покрова или из гравия, канавки засыпанные песком, резиновые коврики, асфальтированные дорожки и прочее). Также игровая площадка должна быть однородной, ровной без кустарников, пней, камней;

      - ведущий должен предупреждать об опасности, ориентировать играющих, задавать нужное направление при помощи того или иного сигнала (например, с помощью свистка);

      - необходимо уделять особое внимание правильной дозировки физической нагрузки при играх со слепыми детьми, так как они воспринимают всю игру на слух, в связи с чем может возникнуть перенапряжение нервной системы и органов слуха.

      Игра Птички

      Данная игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве. Она может проводиться в большой комнате, спортзале или во дворе. Здесь могут принимать участие от 3 до 6 игроков.

      Суть игры: все игроки пытаются изобразить птиц, которые вьют себе гнезда и в них садятся.

      Методика проведения игры: по команде ведущего все птицы должны вылететь из своих гнезд, и размахивая руками свободно передвигаются по игровой площадке. Ведущий дает сигнал: Коршун! . Задача ребенка заключается в том, чтобы занять свое место в гнезде. А тот, кто из игроков занял последним свое гнездо, считается пойманным коршуном, и ему присваивается одно проигрышное очко. Победителем считается тот игрок, который не получил ни одного проигрышного очка.

      Игра Море волнуется

      Данная игра развивает координацию и умение ориентироваться в пространстве. Ее можно проводить в большой комнате, на детской площадке или во дворе. В ней могут принимать участие от 6 до 15 человек. Для игры потребуется коврик, матрас или гимнастический мат.

      Суть игры: все дети садятся на мат, коврик или матрас. Это у них будет лодка . Ведущий передвигается по площадке, и, назвав имя какого-нибудь игрока, произноси следующие слова: Море волнуется . Чье имя игрока, которое было названо выходит из лодки и берет за руку ведущего. Далее вызывается следующий игрок и так далее. Тем самым образуется длинная цепочка игроков, которые двигаются за ведущий, взявшись за руки.

      Учитель может водит за собой играющих бегом, шагом, поскоком в разных направления, заворачивая цепочку змейкой и прочее. Неожиданно он произносит: Море спокойно! . По данной команде задача игроков заключается в том, чтобы занять свое место в лодке . Проигрывает тот, кто последним занял свое место. Далее игра снова возобновляется.

      Развивающие игры для слепых детей

      Игра Пазлы со шрифтом Брайля

      Данная игра позволяет осваивать базовые математические навыки, развивать творческие способности, логическое мышление и мелкую моторику.

      Пазлы со шрифтом Брайля – развивающая игра, представляющая собой цилиндр, который поделен на пять секций. Каждая секция включает в себя подвижные блоки разных цветов. Буквой алфавита Брайля от А до Н обозначается соответствующий цвет.

      Цель игры: при помощи передвижения блоков и поворачивания по кругу секций, необходимо собрать линии одного цвета или более сложные узоры.

      Игра Узнай фигуру

      Игра обучает навыкам названия геометрических фигур, узнавания их формы, а также развивает тактильную чувствительность.

      Для проведения игры потребуются плоские геометрические фигуры двух разных размеров (круг, квадрат, овал, треугольники прочее).

      Суть игры: на полу ведущий выкладывает большие фигурки, а маленькие он выдает каждому ребенку, или одевает их на запястье руки. Сначала ребенок ощупывает и рассматривает ту фигурку, что находится у него на руке. Далее его задача состоит в том, чтобы найти на полу соответствующую фигурку среди лежащих, но только большего размера. Игрок, найдя нужную фигуру, встает на нее, и говорит, как она называется. Игра считается законченной, когда ребенок отыщет все фигуры.

      • Ведущий тем или иным сигналом (например, два длинных свистка означают прекращение игры) должен ориентировать играющих, задавать нужное направление и предупреждать об опасности. Звук используется как условный сигнал, заменяющий зрительное восприятие. Звук лучше всего улавливается ребенком, если его источник установлен на уровне лица.

        В связи с тем что слепой ребенок воспринимает всю игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызывает общее переутомление. Поэтому большое внимание уделяется дозировке физической нагрузки при играх. Эти меры безопасности дают возможность легко вводить ребенка в игру, помогают ему избавиться от комплекса неполноценности, обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала ребенка, создают положительный эмоциональный фон.

        Проведение совместных подвижных игр слепых и слабовидящих, детей с другой нозологией и детей без патологии представляется на первый взгляд затруднительным. Однако существуют варианты проведения и таких подвижных игр. Они нестандартны, поэтому в каждом отдельном случае приходится искать новые приемы, вносить в правила игры небольшие изменения, адаптируя игру для существующей группы. Например, если игра ведется парами, то их можно составить так: зрячий — незрячий; незрячий — слабовидящий; мама — незрячий ребенок и т.д. Вместо простого можно использовать озвученный мяч, научить незрячих пользоваться осязательными и звуковыми ориентирами. В ряде игр нужно ограничивать поле деятельности зрячих игроков и игроков с остатками зрения, предварительно объявив об этом всем играющим. Если незрячих игроков равномерно распределить по командам, то команды уравновешиваются по общему состоянию зрения.

        В играх-догонялках слабовидящие ловят только слабовидящих, слепые же ловят всех, а в играх «Жмурки», «Ночной часовой» следует завязывать глаза только зрячим детям. Нельзя допускать, чтобы дети с остатком зрения или зрячие применяли в игре обманные действия, это обижает незрячих детей, и у них может появиться чувство недоверия к окружающим. Так как во время игр незрячие ориентируются на звук, на площадке необходимо соблюдать полную тишину. Перед игрой с бегом желательно, чтобы дети сначала показывали рукой направление, куда они собираются бежать. Необходимо научить незрячих детей бегу за лидером, ориентируясь при этом на звук шагов бегущего впереди. Ведущий всегда должен находиться там, куда бегут играющие, являясь для них ориентиром. Некоторые дети страдают светобоязнью, таких детей следует поставить так, чтобы солнце не светило им в глаза. Не следует забывать и о том, что поднятие тяжести способствует увеличению внутриглазного давления, а при кратковременном беге максимальной интенсивности продолжительностью 5 секунд наблюдается снижение внутриглазного давления. Эти данные следует учитывать при определении физической нагрузки для детей, страдающих глаукомой.

        Источники: http://referatwork.ru/lectionbase/kultura/view/7038_harakteristika_podvizhnyh_igr_dlya_slabovidyaschih_i_slepyh_detey, http://www.yabooza.ru/flow/igry-na-razvitie/post/raznovidnosti-igr-dlja-slepyh-detej-51/, http://pedlib.ru/Books/6/0301/6_0301-28.shtml


        Комментариев пока нет!

        Ваше имя *
        Ваш Email *

        Сумма цифр внизу: код подтверждения



        Меню

      • Адаптация детей
      • Безопасность детей
      • Воспитание детей
      • Вязание для детей
      • Гимнастика для детей
      • День рождения ребенка
      • Дети в детском саду
      • Дети раннего возраста
      • Дети школьного возраста
      • Животные для детей
      • Игры для детей
      • Интересное для детей
      • Личность ребенка
      • Обучение детей
      • Одаренные дети
      • Поведение ребенка
      • Подготовка детей к школе
      • Поделки для детей
      • Развитие ребенка
      • Развлечения для детей
      • Ребенок 1 год
      • Ребенок 10 лет
      • Ребенок 11 лет
      • Ребенок 12 лет
      • Ребенок 2 года
      • Ребенок 3 года
      • Ребенок 4 года
      • Ребенок 5 лет
      • Ребенок 6 лет
      • Ребенок 7 лет
      • Ребенок 8 лет
      • Ребенок 9 лет
      • Режим ребенка
      • Современные дети
      • Сценарии для детей
      • Формирование ребенка


      • Избранные статьи

        Игры викторины для детей

        Викторины Викторины для школьников. Викторины для дошкольников. Викторины для начальной школы. далее...


        Конспекты сюжетно ролевых игр старшего дошкольного возраста

        Методическая разработка (старшая группа) на тему: Конспект сюжетно-ролевой далее...


        Испечь день рождения ребенка

        Испечь торт на далее...


        Прически для детей 9 лет

        Модные идеи причесок для девочек 10 лет Вот и наступил далее...


        Дмс дети 12 лет старопанский

        Эскулапы при дворе Исторические корни кремлевской медицины далее...


        Популярные статьи

        Интересно

        Закономерности и принципы обучения детей дошкольного возраста

        § 2. Принципы воспитания и обучения Принципы воспитания и обучения — это исходные положения, определяющие характер деятельности педагога...


        Развлечения для детей в кириловке

        Где развлечься в Кирилловке? Если вы думаете что в Кирилловке негде развлечься, то вы ошибаетесь. На Азовском побережье есть достаточно много интересных занятий. Подробнее с ни