.

Игры развивающие познавательные способности детей



Игры для развития познавательных способностей детей

Потребность в познании (любознательность) - одна из наиболее значимых психологических потребностей ребенка. Пользуясь массой инструментов, таких, как органы восприятия, мышление, память, маленький человек формирует для себя картину мира и постоянно дорабатывает ее.

Познание - процесс необыкновенно сложный и не ограниченный временными рамками. Невозможно познавать два часа до обеда и два часа перед сном: изучение и анализ окружающего мира происходит беспрерывно. Только у одних людей это происходит более интенсивно и успешно, у других - менее. Для того чтобы ваше чадо преуспело в этом, необходимы три составляющие: во-первых, максимально полное восприятие информации извне (для этого необходимо заниматься сенсорным развитием ребенка. тренировкой внимания и т. д.); во-вторых, умение ее эффективно накапливать и обрабатывать (за это отвечают развитая память и аналитические способности), в-третьих, мотивация. Большинство детей в первые годы жизни демонстрируют выраженные когнитивные потребности. но впоследствии при неправильном воспитательном подходе малыш утрачивает интерес к познанию нового. Его картина мира стагнируется.

Приведенные ниже игры нацелены именно на пробуждение мотивации к процессу изучения окружающей среды у детей до 3 лет.

Открываем новый мир: игра для малышей в первые месяцы жизни

В первые месяцы жизни ребенок, естественно, еще неспособен к анализу всего, что с ним происходит. Но это не означает, что он не готов постоянно впитывать новую информацию об окружающем мире. До трех месяцев он воспринимает ее в основном с помощью осязания и обоняния; затем он начинает проявлять интерес к тому, что можно зафиксировать зрительно. И чем больше новой информации он будет пропускать через себя, тем лучше. Поэтому возьмите за правило несколько раз в неделю усаживать ребенка в слинг или рюкзачок и отправляться на прогулку в новое место. Коляска для этой игры не подойдет: в ней обзор малыша ограничен, к тому же он не сможет расслышать ваш рассказ. Да, рассказ - это еще один обязательный элемент игры для самых маленьких. Объясняйте малышу, где вы гуляете, что видите, как называются те или иные предметы. Это поможет ему в дальнейшем быстрее научиться говорить.

Покопаемся в шкафу: игра для детей от 9-12 месяцев

Ваш карапуз стал необыкновенно подвижным и все норовит забраться в самые неподходящие для него места, перерыть шкафы? Естественно, проще всего накрепко закрыть все дверцы и посадить дитя в манеж. Но подождите, вы же решили заниматься развитием познавательных способностей ребенка! А бесконечные запреты - это вовсе не лучший путь поддержать интерес малыша к окружающей среде. Поэтому выделите ему хотя бы один шкаф (комод, тумбочку), уберите оттуда все опасные предметы и сложите в него то, с чем ребенок может спокойно играть: пластиковую посуду, крышки от банок, тканевые салфетки, полотенца. Устройте крохе праздник: в один прекрасный день позвольте ему открыть запертую дверцу шкафа. Нет сомнения, что радости его не будет предела.

Советуем вам регулярно менять содержимое шкафа, и тогда малыш, постоянно занятый исследованием новых объектов, уже не будет проявлять интерес к опасным шкафам. Кроме того, ребенок будет мотивирован к дальнейшим открытиям.

Где у кисы ушки?: игра для детей старше 1 года

Если у вас есть домашнее животное. наверняка карапуз уже пытался проявлять к нему интерес. Скорее всего, он делал это еще не в слишком комфортной для маленького друга форме. Малыш еще не понимает, что может причинить боль живому существу. Но когда-то нужно начинать учить его гуманному отношению к животным. Почему бы не начать сейчас? Заодно можно удовлетворить любопытство ребенка, неоднократно пытавшегося рассмотреть кису или собачку поближе.

Возьмите вашего домашнего любимца, когда он будет в хорошем настроении, сядьте на диван или пол, устройте его рядом с собой. Погладьте животное, чтобы оно успокоилось. Теперь посадите рядом с собой и ребенка. Предложите ему погладить зверя (если карапуз попытается стукнуть его или дернуть за хвост, спокойно, но категорично остановите его и объясните, что так делать нельзя, потому что животному больно). Посоветуйте крохе наблюдать за реакцией животного: вот киса виляет хвостом, а вот замурчала! Обычно дети, видя такую реакцию, с удовольствием включаются в процесс коммуникации с домашним питомцем. Со временем они начинают проявлять к животным больше нежности, чувствуя, что такое поведение вызывает у мохнатого друга позитивный отклик.

После того как малыш и зверь немного привыкли друг к другу, можно начать исследование: найдите у животного глаза, нос, усы, лапы, хвост. Потом поиграйте все вместе с любимой игрушкой домашнего питомца: пусть малыш понаблюдает за поведением животного.

Такая игра поможет ребенку и зверю найти общий язык, будет способствовать развитию у малыша чуткости, навыков общения и, конечно же, любознательности.

Почемучка наоборот: игра для детей от 2,5-3 лет

После того как ребенок научится более-менее внятно излагать свои мысли, он начинает забрасывать родителей вопросами: почему яблоки зеленые, что делает папа на работе и откуда берутся дети? На эти вопросы должны заранее подготовить ответы все папы и мамы. А еще вы можете предложить карапузу поиграть в игру почемучка наоборот. В этой игре вопросы задают взрослые, а ребенок на них отвечает.

Такая игра способствует развитию у детей воображения и логики, творческого мышления. Кроме того, поскольку во время игры малышу придется искать ответы на новые для себя вопросы, она поможет и развитию познавательных способностей ребенка.

Также читайте:

Деловая игра «Развиваем познавательные способности детей дошкольного возраста»

Tамара Пономаренко
Деловая игра «Развиваем познавательные способности детей дошкольного возраста»

Если вы хотите научить детей думать,

Научите их сначала придумывать.

1. Повышать компетентность, профессионализм педагогов с помощью интерактивных методов.

2. Объединять усилия педагогов для повышения уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ.

3. Повышать методический уровень.

ОБОРУДОВАНИЕ: разноцветные программки на каждого участника, «черный ящик»,коробка спичек, коробка карандашей, юла (волчок, конверты с вопросами, рекомендации, медали на каждого педагога

Педагоги делятся на группы (команды) с помощью разноцветных программок (т. е. коллектив очень удобно разделен по принципу случайного подбора).

Представление команды (название, девиз, приветствие. (3 мин.)

Разминка «Три вопроса для команды»

1. Обоснуйте актуальность развития у детей дошкольного возраста познавательных способностей.

2. Выскажите предположения, как можно перестроить работу по формированию познавательных интересов в соответствии с ФГОС ДО.

3. Назовите основные группы методов по формированию познавательных интересов дошкольников.

На столе разложены конверты с вопросами, с помощью волчка выбирается конверт.

Со знатоками играет родительница второй младшей группы Никилина Н. А.

ВОПРОС:Можно ли научить ребенка дошкольного возраста определять время, и как это можно делать?

Ответ знатоков: прежде всего детей дошкольного возраста знакомят, с тем, что есть четыре времени года, двенадцать месяцев, неделя, в неделе семь дней, части суток и только тогда, когда дети это усвоят, можно познакомить детей с часами. Детям нужно рассказать о стрелках, сначала о маленькой стрелке, объяснить ее значение, затем с большой.

Подробнее об этом можно узнать из книги Б. П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры»

Против знатоков играет учитель – логопед МАДОУ № 31 Филоненко Н. А.

ВОПРОС: Этот человек родился 3 октября 1895 года, умер 28 декабря 1925 года.

Он подарил нам удивительную страну, где месяц гуляет в траве, где душа дышит запахом роз. В своей короткой жизни этот человек перепробовал множество профессий: с дипломом преподавателя начальных классов работал конторщиком в мясной лавке, помощником корректора в типографии, служил санитаром в лазарете. У этого человека была такая семья: дед Федор, бабушка Наталья, отец Александр, мать Татьяна, сестры Катя и Шура. Как звали этого человека? (С. А. Есенин)

Против знатоков играет медсестра МАДОУ № 31 Латышова Т. И.

ВОПРОС: Какой орган человеческого организма самый большой? (Кожа)

Свой вопрос для знатоков подготовила педагог – психолог МАДОУ №31 Лукашова А. В.

ВОПРОС: Какие виды мышления вы знаете? Назовите их последовательность по мере развития детей. (Наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое) .

ЗАДАНИЕ № 4: «Черный ящик» (задание для каждой команды)

1. Давным – давно данный предмет состоял из свинца. Но плохо было то, что он пачкал руки. Его много дорабатывали и обновляли. То из чего его делают растет в Сибири. Им любят пользоваться взрослые и, особенно, дети. (КАРАНДАШ)

2. Этот предмет не был известен в первобытные времена. Затем он стал самым дешевым товаром в магазинах. (СПИЧКИ)

ЗАДАНИЕ № 5 МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

Команды готовят по три песни из программы детского сада.

Задание : одна команда поет две строчки песни, другая должна продолжить эту песню. (На обдумывание дается 10 секунд)

ЗАДАНИЕ № 6: Рабочий по ремонту Мочалов А. В. предлагает знатокам придумать пять способов как можно использовать пустую консервную банку, перегоревшую лампочку.

ЗАДАНИЕ № 7 Тренинг «Перефразирование»

ЦЕЛЬ: отработка умения передавать суть сказанного своими словами, развитие

взаимодействия участников между собой, введение элемента игры.

Каждая команда должна вспомнить любое четверостишие из известного стихотворения. Нужно перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, «я» можно перефразировать в «автора» или «лицо, которое вы видите перед собой», «дорогу» в «путь», «сердце» в «центральный орган кровообращения» и т. п.

Нужно записать перефразированный текст и затем прочитать вслух. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано.

Например, четверостишие «Идет бычок качается, вздыхает на ходу, …»

После выполнения задания будет выглядеть, примерно так:

«Двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом и сокрушается он по мере перемещения пешком. Скоро, скоро жердочка оборвется, и он немедленно будет повержен».

ЗАДАНИЕ № 7 РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА

«Покупайте книги для детей с познавательным и развивающим содержанием»

Придумать рекламу любой познавательной книги.

Подведение итогов, поощрение и награждение памятными медалями. Вручение всем участникам рекомендаций по руководству в познавательном развитии дошкольников.

Публикации по теме:

«Как занять досуг ребёнка интересным и полезным делом и при этом развить его познавательные способности?» Консультация для родителей: «Как занять досуг ребёнка интересным и полезным делом и при этом развить его познавательные способности?» «Пальчиковые.

Деловая игра для педагогов дошкольного учреждения «Связная речь и познание мира» ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ПОЗНАНИЕ МИРА Цель: уточнение знаний и умений педагогов по проблеме.

Деловая игра «Изучаем ФГОС дошкольного образования» Деловая игра «Изучаем ФГОС дошкольного образования» ЦЕЛЬ: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений.

Деловая игра «Общедидактические принципы, методы и приемы обучения детей дошкольного возраста ЭМП» Деловая игра Общедидактические принципы, методы и приемы обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. .

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Деловая игра по теме: «Знатоки ФГОС ДО» Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов к вопросах реализации образовательной.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста» Несколько интересных ребёнку занятий для развития моторики. -Переливание жидкостей из одной ёмкости в другую. -Займитесь переборкой пуговиц.

Консультация для родителей «Развиваем познавательные способности» Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. Правда, отмечается, что сегодняшние.

Педсовет-деловая игра к Дню дошкольного работника Цель - создать деловую творческую атмосферу, выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста через математические игры

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развитие умственных способностей через математические игры»


Автор: Коробкина Алевтина Германовна, воспитатель МДОУ «Детский сад Улыбка», Пермский край, п.г.т. Суксун.
Описание: материал может быть полезен для воспитателей детских садов.
Актуальность.
Для развития умственных способностей детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Цель: содействовать развитию умственных способностей детей, через математические игры.

Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»
• «Социально – коммуникативное развитие»
• «Физическое развитие»
Задачи:
Образовательные:
«Познавательное развитие»
Содействовать:
• навыкам порядкового и обратного счета;
• умениям ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу);

«Речевое развитие»
Содействовать:
• развитию умений составлять загадки математического содержания;
• обогащению словаря
Развивающие:
«Познавательное развитие»
Содействовать:
• развитию интереса к математике через игру;
• развитию умственных способностей, любознательности, познавательного интереса, внимания, памяти, находчивости и сообразительности;
• развитию представлений о сутках;
• развитию умений видоизменять геометрическую фигуру (трансформировать).

«Физическое развитие»
Содействовать:
• развитию физических качеств у детей (ловкости, выносливости и координации)

Воспитательные:
«Социально – коммуникативное развитие»
Содействовать:
воспитанию уважительных и дружеских взаимоотношений между детьми в игре.

Методы и приёмы

Практический
Игровой
Словесный
Наглядный

В своей работе, «Развитие умственных способностей через математические игры», использую головоломки, логические упражнения. Они ищут ход решения, который ведет к результату.


Работа с счетными палочками, их называю задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Например: я предлагаю детям сложить из 5 счётных полочек 2 равных треугольника, из 7 – 2 равных квадрата и даже из 1 палочки можно сложить треугольник.


Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в группе с детьми являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируем предмет, подмечаем простейшие математические отношения: два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол). Я использую их в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.


С целью развития мышления детей использую различные виды логических задач и упражнений. Например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Игра – «Четвертый лишний».


Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. В такой деятельности формирую важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.Стараюсь учить детей находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Использую словесные игры, и игровые упражнения, в основе которых лежат действие по представлению:
«Скажи наоборот» например: БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ;
«Кто быстрее назовёт?» например: называю геометрическую фигуру круг, а дети должны назвать предметы похожие на эту фигуру, предметы не должны повторятся;
«Кто быстрее найдёт?» например: предлагаю детям закрыть глаза, в этот момент прячу игрушку или любой предмет, по сигналу дети должны найти, конечно нужно сразу договориться с детьми, где будет игра в группе или на веранде или в другом помещении. Учу детей внимательно слушать друг друга.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Ребят увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Например: «Колумбово яйцо», «Танграм». Детям очень нравится игра «Веселые клеточки ». Это игровой способ развития у детей пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости.


Как мы видим из данных мониторинга математические игры и упражнения помогли лучше усвоить и развить элементарные математические представления у детей.
Таким образом, в игровой форме прививая ребёнку знания из области математики, дети научились выполнять различные действия, улучшилась память, мышление, творческие способности.

Основой моей работы является следующие методические источники:
Программа целостного комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности «Детский сад – дом радости» Н.М. Крылова
Учебное – методическое пособие «Математика в детском саду» автор В.П. Новикова.
На основе книги «Азы математики. Игры – задания. Правильно решаем задачи» составитель В.В. Маркевич.
«Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов» автор Ю. Гурьянова

Презентация на тему: Развитие умственных способностей через математические игры

Источники: http://detyvradost.ru/igryi-dlya-razvitiya-poznavatelnyih-sposobnostey-detey/, http://www.maam.ru/detskijsad/delovaja-igra-razvivaem-poznavatelnye-sposobnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html, http://kladraz.ru/blogs/alevtina-germanovna-korobkina/iz-opyta-raboty-poznavatelnoe-razvitie-po-teme-razvitie-umstvenyh-sposobnostei-cherez-matematicheskie-igry.html


Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Адаптация детей
  • Безопасность детей
  • Воспитание детей
  • Вязание для детей
  • Гимнастика для детей
  • День рождения ребенка
  • Дети в детском саду
  • Дети раннего возраста
  • Дети школьного возраста
  • Животные для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Личность ребенка
  • Обучение детей
  • Одаренные дети
  • Поведение ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Ребенок 1 год
  • Ребенок 10 лет
  • Ребенок 11 лет
  • Ребенок 12 лет
  • Ребенок 2 года
  • Ребенок 3 года
  • Ребенок 4 года
  • Ребенок 5 лет
  • Ребенок 6 лет
  • Ребенок 7 лет
  • Ребенок 8 лет
  • Ребенок 9 лет
  • Режим ребенка
  • Современные дети
  • Сценарии для детей
  • Формирование ребенка


  • Избранные статьи

    Программа работы с одаренными в математике детьми

    Программа работы с одаренными детьми по математике далее...


    Показатели развития ребенка 2 годам

    Физическое развитие ребенка Первое, что всегда бросается в глаза, далее...


    Лучшие игры для детей

    Скачать игры на далее...


    Отметить день рождение взрослого детьми

    Где отметить день рождения далее...


    Игры в виде презентации по развитию речи

    Презентация по развитию речи далее...


    Популярные статьи

    Интересно